Комплекс был принят на вооружение в марте 1976 года. Развертывание, велось очень быстрыми темпами. Часть устаревших ракет средней дальности, прежде всего Р-14, сняли с вооружения, а их место заняли "Пионеры".
 Первым в РВСН на боевое дежурство заступили ракетные полки 33-й ракетной дивизии. 31 августа 1976 года 396-й ракетный полк (пос. Мышанка Копаткевического района Белоруссии) в составе 9 пусковых установок.
17 декабря 1976 года на боевое дежурство 9-ю СПУ заступил 369 ракетный полк (г. Житковичи  Гомельской области Белоруссии).
25 декабря 1977 г. 398-й ракетный полк(г. Мозырь Гомельской области Белоруссии)заступил на боевое дежурство 9-ю самоходными пусковыми установками. 

Следом на новый комплекс перевооружились еще два ракетных полка этой дивизии: 404-й (Речица Гомельской области Белоруссии), 306-й (Слуцк Минской области Белоруссии).

Если к концу 1977 года на боевом дежурстве находилось 18 СПУ, то в 1980 году их было уже 135, а еще через два года — около 300. По официальным оценкам МО США из 351 ПУ, развернутых к маю 1983 года, 108 были размещены восточнее Урала. Появление последних вызвало большой переполох в странах НАТО, и очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 - "Гроза Европы".

Характеристика ракеты 15Ж45

Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-приборный блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.

Двигательная установка первой ступени представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скрепленным с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решеток).

Двигательная установка второй ступени имела аналогичную конструкцию, но управление по углам тангажа и рыскания осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену - перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени - аварийная) и время работы около 63 секунд. Двигатель выключается путем вскрытия десяти дополнительных отверстий, расположенных на переднем днище камеры сгорания.

Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н.А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всем диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надежность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке.

Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полете, боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела.

No comments

Яндекс.Метрика